Кто придумал всплывающую рекламу?

Когда весной 1995 года Брендан Айк выступил за оживление Интернета, Интернет-реклама всегда представляла собой баннеры. Это были фирменные прямоугольники, размещенные на домашней странице. Но в течение 10 дней в мае Айк, программист фирмы Netscape и любитель гимнастики, разработал новый способ программирования в Интернете. Прежде страницы были инертными и забитыми текстом, а теперь у них появилась возможность для различных манипуляций. Все это благодаря языку, созданному Айком, который получил называние JavaScript. Элементы могут перемещаться или мигать в ответ на действия пользователя. Новые окна могут открываться самостоятельно.

«Это была невероятно стремительная работа, поэтому были некоторые ошибки», сказал Айк в 2012 году в интервью журналу Computer. Среди них следует упомянуть легкость, с которой можно использовать всплывающие окна. Интернет-маркетологи увидели в этой функции способ увеличить продажи. Впервые реклама в Интернете может непосредственно достичь аудитории как реклама на ТВ. Если баннер просто размещался в углу экрана, то всплывающее окно заставит вас остановить вашу работу. «Мы могли бы установить контроль для этой группы, и мы должны это сделать», сказал Айк.

К осени 1997 года всплывающие окна появились на нескольких самых больших сайтах, в том числе GeoCities, AOL и The New York Times. «Они распространились благодаря одной простой причине: они были эффективными», говорит Рич Леферджи, основатель и председатель Бюро интерактивной рекламы, и эксперт-консультант в фирме Archer Advisers. Бизнес онлайн-рекламы работал, продавая клики. Важно количество людей, которые навели указатель мыши на ваше объявление и посетили ссылку. Поначалу баннерная реклама работала хорошо, но к концу 1990-х годов их рейтинг кликов сократился к 1 или 2 %. Более навязчивые всплывающие окна были блестящими по сравнению с баннерами. Они завлекли от 3 до 5 % пользователей.

Некоторые задавались вопросом, не были ли показатели рейтинга всплывающих окон фиктивными. Может быть, пользователи были смущены дополнительными окнами и нажимали на них по ошибке. В любом случае, такой формат быстро породил несколько вредных ответвлений. В 1999 году компания под названием Gator приступила к выпуску бесплатного программного обеспечения, которое помогло заполнить онлайн-формы. Но оно оказалось «троянским конем» для своего рекламного устройства. Программа компании Gator отслеживала ваши онлайн передвижения и предоставляла всплывающие окна, соответствующие вашим интересам. В конце концов, был даже создан дизайн, напоминающий баннеры, и они были размещены на экране, чтобы скрыть существующие объявления от конкурирующих компаний. В другой неудачной инновации, выскакивающей рекламе заднего плана, окна открывались за вашим браузером и удивляли вас позже.

«Всплывающие окна и выскакивающая реклама заднего плана стали просто массово всех раздражать», говорит Леферджи. Потом появилась отрицательная реакция. Через год или два компании начали продавать программное обеспечение с названиями вроде PopupCaptor и AdSubtract, чтобы блокировать внедрение. Позже блокировка всплывающих окон стала стандартной функцией браузеров. Adware, как и Gator, добавили недовольства. Хотя число всплывающих окон значительно увеличилось в 2002 году, опрос в следующем году обнаружил, что более чем три четверти Интернет-пользователей считали их «очень раздражающими».

По мере роста разочарования рекламодатели обратились к другим опциям, которые появились благодаря скоростным соединениям. «Мы пересекли 50% отметку проникновения на широкополосной связи», говорит Венда Харрис Миллард, пионер в онлайн-рекламе, а ныне президент и главный операционный директор MediaLink. «Вдруг маркетологи и их агентства начали понимать, что этот способ рекламы можно поддержать образом, звуком и движением». С появлением онлайн-видео, анимации и других привлекающих форматов пузырь всплывающих окон лопнул.

По материалам: nytimes.com