Как продвигать сайт самостоятельно – пошаговая инструкция

Прежде чем писать этот материал, мы изучили поисковую выдачу по этому запросу. Это были чек-листы по оптимизации сайта, в которых акцент делался на незначимых мелочах и технических приемах, внедрить которые самостоятельно невозможно. Мы решили написать инструкцию по важнейшим шагам самостоятельной поисковой оптимизации, которой может воспользоваться любой владелец сайта, не обладая специальными знаниями.

Понятно, что сайту нужна хорошая мобильная версия, адаптивный дизайн, чистый код и быстрая скорость работы, но такие улучшения требуют привлечения сторонних специалистов, времени и денег. Мы же сделали акцент на том, как сделать сайт эффективнее своими силами. Более того, многие из предложенных улучшений можно внедрить за 1 день.

Шаг 1. Определитесь с важными поисковыми запросами.

Важные поисковые запросы - это те, которые могут привести вам клиентов. Простейшие инструменты для поиска таких запросов - это подсказки Яндекса и Google (когда поисковик продолжает за вас фразу) и инструмент Wordstat от Яндекса. 

Так, на данном, любительском уровне оптимизации в Wordstat вы можете не обращать внимание на частотность запросов. Новые запросы здесь - это повод для создания соответствующих страниц услуг и статей или для обогащения существующих страниц дополнительными запросами.

Wordstat - подбор поисковых запросов

При наборе фразы, Яндекс и Google продолжают фразу, исходя из популярных и актуальных запросов на данный момент. Вы можете использовать эти запросы из подсказок для оптимизации страниц.


Подбор запросов с помощью Google подсказок

Главная страница сайта традиционно оптимизируется под 2-3 основных запроса. Например, в случае с организацией свадьбы это могут быть: организация свадьбы, свадебное агенсmство, проведение свадьбы. Оптимизация предполагает, что эти запросы несколько раз будут встречаться в тексте (3-4 раза на 1 страницу достаточно) и будут присутствовать в заголовках. Также желательно использовать дополнительные слова из подсказок (под ключ, упоминание города, цена) в тексте главной страницы.

Начало главной страницы свадебного агентства из топ-а поисковой выдачи Яндекса. 

Пример оптимизации главной страницы и упоминания ключевых слов

Если поисковый запрос является отдельной услугой (аренда лимузина, тамада на свадьбу, выездная регистрация), то под него лучше создавать отдельную страницу. Под информационные запросы можно писать новости или статьи. Так, например, страница, на которой вы находитесь, соответствует поисковому запросу: "продвижение сайта, пошаговая инструкция", что и отражено в заголовке.



Шаг 2. Напишите уникальный и продающий текст на основные страницы.

Если на сайте уже есть текст, вы можете проверить все страницы с помощью бесплатных сервисов на уникальность. Вы без труда найдете десятки бесплатных сервисов проверки уникальности. 

Важно проверять тексты на плагиат

Самый простой и оперативный способ проверки на уникальность - это просто скопировать несколько предложений в Яндекс или Гугл и посмотреть, встречается ли этот текст на других сайтах слово в слово.

Для примера, мы скопировали кусочек текста со страницы по раскрутке сайтов из Википедии. Этот текст был полностью скопирован используется на множестве других сайтах. 

Быстрый способ проверки уникальности текста в Яндексе

Проверьте свой сайт, возможно прежние администраторы копировали описание с других источников. В таком случае, эти страницы нужно переписать. Уникализация контента называется рерайтингом. Простая замена слов на синонимы годится или изменение их порядка. Нужно переписывать все предложения и структуру текста, сохраняя его смысл.

Шаг 3. Оформите основные страницы. 

Общие рекомендации по читабельности текста. Помните, что чем больше люди проведут времени на вашем сайте, тем лучше будут его позиции в поиске.

Классика читабельного текста:

• Размер шрифта — от 14 до 16, максимум 18.

• Рекомендуемая высота строки — 24 пикселя.

• Новый абзац, желательно через каждые 4 строки, иначе текст слипается

• Подзаголовки и списки приветствуются

• Изображения, фото и видео разбивают текст на части.

• Ширина строки — не более 600 пикселей.

• Идеальный вариант – черные буквы на белом фоне


Шаг 4. Пропишите теги title, description и h1 для основных страниц.

На нашем Youtube канале есть подробные видео по оформлению тегов title, description и h1.

Как оформлять title заголовки - пошаговая видео инструкция.

Как оформлять теги keyword, description  - пошаговая видео инструкция.

Как оформлять заголовки Heading 1.2,3  - пошаговая видео инструкция.

Шаг 5. Оформите контактную информацию.

Необходимо оформить полные контактные данные. Так, поисковики понимают, что это реально существующая компания. Минимальные требования: полный адрес, телефон, почта, форма обратной связи, карта проезда (предпочтительно от Яндекса), время работы. Также рекомендуется сделать микроразметку, чтобы контактные данные отображались в предварительных результатах выдаче (сниппете). 

Пример оформления контактной информации на сайте

Пример оформления контактов на сайте

Шаг 6. Зарегистрируйтесь в Яндекс картах и организациях.

Если у вас коммерческий сайт (вы что-то продаете или предлагаете, зарабатываете с его помощью деньги), вы должны зарегистрироваться в Яндекс картах и организациях. Яндекс должен видеть, что вы реально существующая компания и привязка сайта к сервисам карт и организация поможет в этом. Кроме того, это даст дополнительных посетителей с Яндекс карт, что для некоторых бизнесов (салоны красоты, кафе) особенно актуально. Все эти сервисы достаточно просто подключаются через аккаунт (почту), зарегистрированную на Яндексе.

Так выглядит полная карточка организации в Яндексе:

Карточка организации в Яндекс

Шаг 7. Оформите информацию о доставке, гарантии, условиях оплаты.

Яндекс (в первую очередь) и Google заботятся о том, чтобы коммерческие сайты были удобны, прозрачны и давали посетителям всю информацию. Это выливается в так называемся коммерческие факторы – наличие на сайте страниц с информацией об оплате, гарантиях, доставке и пр.  Для интернет-магазина актуально подробное заполнение карточек товаров с множеством полей и широта ассортимента. Пройдитесь по сайтам конкурентов, и создайте те страницы, которые помогут пользователям ориентироваться в вашем сайте и ваших услугах. Делая ваш сайт удобней, а условия работы прозрачней, вы значительно помогаете сайту продвигаться по SEO. 

Шаг 8. Пропишите цены, стоимость услуг и подробные условия работы.

Наличие цен можно также отнести к важным коммерческим факторам, которые влияют на ранжирование. Если вы что-то продаете и предлагаете на сайте, то должна быть указана стоимость на все товары и услуги. Кроме того, это позволит продвигаться сайту по таким актуальным запросам, как “товар цена”, “ваша услуга цена”.

Пример лаконичного оформления цен на сайте с помощью таблицы на все услуги

Оформление цен на сайте

Шаг 9. Заведите бизнес аккаунты в социальных сетях.

Социальные сигналы - переходы из социальных сетей, подтвердят значимость вашего сайта и укрепят его позиции. Кроме того, социальные сети могут быть служить прекрасными источниками клиентов, часто обгоняя в этом сам сайт.

Пример бизнес-аккаунта в Инстаграм

Эффективное ведение Инстаграм

Пример оформления постов в коммерческом Инстаграмме

Пример оформления постов в Инсте

Шаг 10. Попросите друзей и партнеров сослаться на ваш сайт со своих сайтов и социальных сетей.

Вы без труда найдете 5-10 коллег, друзей и родственников, которые могут порекомендовать ваш сайт в социальных сетях. Даже эти ссылки имеют значение, и даже эти ссылки будут учитываться. Также, у вас наверняка есть деловые партнеры, дилеры, поставщики, которые согласятся поставить ссылку на ваш сайт. Поставьте себе цель получить не менее 5 ссылок за один день.

Шаг 11. Заведите новостной или статейный раздел и обновляйте его раз в неделю.

Исключительно желательно обновлять сайт регулярно. Откройте статейный или новостной раздел и пишите туда небольшие заметки (хотя бы на треть листа А4 в ворде, от 2000 символов) регулярно. Как правило, конкуренты не очень регулярно обновляют свои сайты. Новая статья каждую неделю подарит вашему сайту серьезное преимущество.

Пример статейного раздела на медицинском сайте, куда доктор пишет статьи по популярным темам на понятном для всех языке

Пример стайного раздела на медицинском сайте

Шаг 12. Обновите раздел портфолио, примеры своих работ и услуг.

Критическая ошибка - не выставлять примеры своих работ. Чем бы вы не занимались, посетители должны видеть примеры вашей работы. Копирайтер может выставлять тексты, поэт - свои стихи, инженерная компания - примеры готовых проектов и чертежи. Вовсе не обязательно, чтобы это были фотографии. Это могут быть отдельные страницы с поэтапным описанием работ. Помимо лояльности посетителей, вы получите и лояльность и от поисковых систем, создав развернутый раздел портфолио. 

Шаг 13. Сделайте больше качественных фотографий для сайта.

Яндекс и Google умеют определять уникальность фотографий. Уникальные фото для вашего сайта будут таким же полезным уникальным контентом, как и текст. Фотографии сделают страницы вашего сайта более читаемыми и интересными, это улучшит поведенческие факторы, а значит, скажется и на позициях. Люди не доверяют безликим сайтам, в которых отличается только контактный телефон. Фотографии подарят вашей компании лицо и повысят конверсию. Не обязательно выкладывать только примеры своих работ. Так, например, салон красоты может выкладывать фотографии интерьера, своих мастеров и администраторов. Посетители должны составить впечатление о салоне еще до его посещения.

Шаг 14. Поработайте с формами заявки, обратной связи на сайте.

Мы сомневались, публиковать ли этот пункт в данной инструкции, так как в её начале, мы обещали, что все работы можно сделать без помощи специалиста. Но все же это важно и это стоит сделать. Замените формы обратной связи на более конкретные. Упростите их и найдите повод завязать знакомство с клиентом. Формы заявки или лидогенерации еще называются формами захвата клиетов.

Мы записали очень подробное видео о формам обратной связи на сайте. Обязательно посмотрите.

Шаг 15. Сделайте перелинковку на сайте.

Ссылки внутри сайта помогут в продвижении. Рекомендуйте своим пользователям другие страницы сайта, переплетите его внутренними ссылками. Подходящие товары, похожие товары, ссылки на статьи и ссылки с главной страницы внутрь сайта - далеко не полный способ задержать пользователя подольше на сайте. 

Мы записали подробную видео инструкцию по внутренней перелинковке. Обязательно посмотрите.

Шаг 16. Проверьте внешние ссылки, размер фотографий и битые ссылки.

Мы объединили эти работы в один пункт, однако эта работа может занять приличный объем времени, если на сайте множество фотографий в оформлении страниц и фотогалерей. Желательно, чтобы фотографии не превышали 150-200 кб, а если небольшие фотографии могут быть и вовсе в 30-40 кб. Все еще встречаются сайты, на которые используются фотографии в несжатом качестве, весом в 1-3 мегабайта и даже больше. Это существенно сказывается на времени загрузки страниц и на скорости сайта в целом.

Внутри инструмента Вебмастер, который мы рекомендуем подключить на следующем шаге, вы можете проверить наличие битых ссылок. Битые ссылки ведут никуда, на несуществующие страницы. Это техническая ошибка, которая делает ваш сайт неопрятным и понижает его значимость для Яндекса и Гугла. 

Сохранение фотографий в качестве 70-80 (либо 7-8 из 10) в большинстве редакторов позволит сохранить фотографии в нужном размере (до 100 кб для небольших фото) без потери качества

Выбор качества фотографий на сайте

Поиск битых ссылок внутри Яндекс Вебмастера

Поиск битых ссылок внутри сайта

Шаг 17. Подключите Яндекс и Google вебмастер и Метрику.

С помощью счетчиков посещений Яндекс Метрики и Google Аналитики, вы сможете понять, сколько посетителей на ваше сайте, их поведение внутри сайта, страницы перехода и пр. Это важнейший инструмент для аналитики, необходимый в продвижении. 

Также, внутри аккаутов Яндекса и Google, вы можете получить код для управления панелью Вебмастера. Этот инструмент можно сравнить с бортовым компьютером в автомобиле, он служит для отслеживания ошибок и общего состояния сайта, проверки индексации страниц, наличия фильтров и пр.

Само наличие счетчиков и этих сервисов дает небольшой плюсик в продвижении, поэтому эти инструменты можно считать обязательными. Так, поисковик видит, что сайтом занимаются и получает глубокий доступ к поведению пользователей.

Информация об ошибках сайта из Яндекс Вебмастера.

Ошибки в Яндекс Вебмастера

Шаг 18. Добавьте видео на сайт, заведите канал на Youtube.

Видео ролики значительно повышают лояльность пользователей и делает сайт эффективней. Вы можете закачать ролики на Youtube, а оттуда скопировать код видео на свои страницы. Люди доверяют сайтам, на которых есть видео. С помощью видео можно задержать пользователей на сайте, а значит, повлиять на поведенческие факторы  Подробнее о поведенческих факторах мы рассказываем в этом видео.

Как улучшить поведенческие факторы

Все про внешние поведенческие факторы

Шаг 19. Попросите своих сотрудников что-то написать для сайта.

Вполне вероятно, что кто-то из ваших сотрудников будет не против описать процесс своей работы, рассказать о проектах или удачных кейсах. Это может быть текст, видео или запись на микрофон, которую копирайтеры превратят в замечательную статью. Крайне важно регулярно обновлять сайт уникальными материалами и, вероятно, внутри вашей команды есть человек, который может помочь это сделать. Авторские материалы всегда полезнее для ваших посетителей, чем заказные статьи, написанные не специалистом.

Шаг 20. Учитесь у конкурентов.

Нет ничего плохого, если вы будете заглядывать на сайты конкурентов в Москве и Питере (там сайты как - правило сильнее), в поисках новых идей. Мы не призываем к плагиату. Это могут быть идеи для новых статей, разделов, функционала сайта, оформления. Необходимо учиться у лучших и поддерживать уровень. 

Подводя итог

Следуя этой пошаговой инструкции, вы можете сделать очень многое для продвижения своего сайта самостоятельно или с минимальными вложениями.

На этом видео мы рассказываем простыми словами, из чего складывается продвижение сайта. Закрепите материал, посмотрев этот ролик целиком.