Темные тайны Facebook: На что способна социальная сеть у тебя за спиной?

Если вы были плохого мнения о тестах на манипуляцию эмоциями от Facebook, посмотрите, что еще они делают. Если бы Facebook был страной, о чем однажды писал в своем блоге основатель сети – Марк Цукерберг, то с 1,3 млрд. активных пользователей это была бы вторая по величине страна в мире. Более интересным является то, что в отличие от любого прошлого или настоящего диктаторского режима, у них нет необходимости шпионить за своими пользователями – последние предоставляют свои данные добровольно.

На этой неделе, возможность фиксировать все: от покупательских привычек до дат рождений, браков и смертей, снова оказалась в центре внимания. Появилось известие, что гигант социальных медиа намеренно манипулировал почти 700 тысячами пользователей, чтобы проверить, как положительные и отрицательные эмоции распространяются по сайту.

Работая с учеными из Корнельского университета, исследователи на Facebook корректировали эмоциональное содержание ленты новостей пользователей в течение одной недели в 2012 году. Мотив, как заявляют критики, состоял в том, чтобы проверить, будут ли счастливые пользователи больше обмениваться данными. Основой всего этого была гипотеза, что большее количество обменов приведет к увеличению рекламы.

Исследование также вызвало возмущение Официального журнала Национальной академии наук США, который первоначально опубликовал работу. В журнале были вынуждены издать официальное выражение озабоченности по поводу исследования. Представители Facebook заявили, что «никакие используемые данные не были связаны непосредственно с профилем Facebook конкретного человека». Они также взяли на себя «ответственность» за решение этой проблемы. Однако Facebook  попались уже не первый раз.

«Это всего лишь незначительная часть коварного процесса, когда людьми открыто манипулируют и заманивают онлайн при помощи лайков как на Facebook», заявил в интервью издательству The Independent профессор Алан Вудворд, ведущий эксперт по вопросам компьютерной конфиденциальности и безопасности в Университете Сюррея. «Facebook использует такую бизнес-модель, когда личные данные пользователей становятся продуктом. Все дело в том, что они не являются конечными пользователями и не платят денег».

Большинство людей уже знают, что Facebook делает деньги на продаже целевой рекламы для компаний, которые хотят достичь определенной демографической группы. То, что многие не осознают, несмотря на масштабы, в которых Facebook получает доступ к информации, это история проведения экспериментов для поощрения обмена информацией и более гибкие условия, регулирующие использование данных.

Замаскированные коммерсанты

Так называемое исследование «изменения настроения» было продуктом команды Facebook по изучению данных. Но это не впервые, когда работали эти два десятка «умников», как говорит профессор Вудворд, который описывает их как «замаскированные коммерсанты».

На самом деле Facebook использует этих специалистов по изучению данных в течение многих лет, и, по некоторым данным, активно набирает еще больше социальных исследователей. Например, предыдущие исследования команды касались моделей «самоцензуры» на сайте. Это случаи, когда люди думают опубликовать некую информацию, но останавливаются. Для Facebook и для рекламодателей эти моменты могут иметь решающее значение, чтобы понять, почему и как люди представляют себя на сайте.

Заблокированные

Британские представители средств массовой информации от Facebook стремятся подчеркнуть, что нынешний скандал не является «проблемой конфиденциальности», поскольку никакие индивидуальные данные не были скомпрометированы. Но команде по изучению данных не привыкать к разногласиям. Например, издательство Wall Street Journal заявляет, что ранее были проведены исследования, в которых тысячам пользователей угрожало блокирование профилей, если бы они не подтвердили свою личность.

Пострадавшие пользователи, как говорят, получили сообщения, предупреждающие их о том, что сайт считает, они используют поддельные имена, и в связи с этим их профили могут быть заблокированы. На самом деле все они были подлинными пользователями, а это был просто тест, чтобы помочь улучшить меры безопасности Facebook.

«Веселая ферма»

Худший рекламный скандал с Facebook, произошел в октябре 2010 года, когда стало известно, что десятки миллионов пользователей Facebook скомпрометировали свои персональные данные, играя на сайте в популярные игровые приложения, в том числе симулятор фермы FarmVille. Вскоре стало ясно, что это открыло доступ к именам, адресам, профессиям и фотографиям пострадавших пользователей (в том числе с наиболее строгими настройками конфиденциальности) для десятков рекламных агентств.

Двигаться в правильном направлении

В программном заявлении Facebook сказано, что, «Когда мы поставляем объявления, мы не разглашаем вашу информацию». Это, безусловно, относится к личной информации. В то же время сайт, который намерен получить более 10 млрд. долларов доходов от рекламы в этом году, собирает огромные объемы данных, представляющих интерес для рекламодателей. Мы все имели опыт, когда Facebook, кажется, «знает», что мы собираемся в отпуск или ищем диван, и предоставляет соответствующие объявления.

На это есть две основные причины, объясняет профессор Вудворд. Во-первых, в настоящее время в Америке Facebook был предъявлен иск по обвинению в чтении ваших сообщений и поиске ключевых слов, чтобы создать картину о вас. Они это усиленно отрицают.

Он также сказал: «Этот утверждаемый мониторинг сообщений в Facebook, вероятно, является одной из самых больших манипуляций. Люди просто не знают, что их сообщения могут быть прочитаны третьими лицами».

Еще более сложная ситуация с подходом Facebook к отслеживанию пользователей. Недавно компания объявила, что будет менять свою политику в отношении отслеживания, и начала собирать информацию о деятельности их пользователей в Интернете. Эта информация об Интернет-активности за пределами сети добавлялась к анонимным профилям, которые Facebook использует, чтобы продать целевую рекламу.

В Facebook объяснили, что это поможет пользователям получить более актуальную и полезную рекламу. Но профессор Вудворд, говорит, что это «накопление данных» позволит людям идентифицировать пользователей Facebook благодаря «фрагментам данных, разбросанных по всему Интернету, чего никогда не предназначалась».

Следите за условиями обслуживания

Пользователи Facebook соглашаются с условиями предоставления услуг, которые обеспечивают компании широкую свободу действий. Тем не менее, еще с 2005 года постоянно возникают жалобы относительно того, что сайт регулярно изменяет условия: часто делая их более сложными, и по умолчанию размещая личную информацию, например, ваше имя, фотографию и пол, для обзора всей общественности.

«Большой вопрос, почему Facebook чувствует необходимость в постоянных изменениях параметров конфиденциальности», задумывается профессор Вудворд. «Это не особо способствует повышению функциональности или предоставлению дополнительных услуг. Трудно не усомнится, что за этим кроется нечто другое».

По словам Криса Скотта, юриста специализирующегося на вопросах конфиденциальности и репутации, часть проблемы состоит в том, что большинство пользователей не имеют никакого «содержательного понимания» о значении правил и условий обслуживания. Он добавил, что большинство пользователей имеют «очень туманное представление» того, как можно использовать их личную информацию.

Со своей стороны в Facebook утверждают, что они четко информируют об изменениях. При этом представители сети указывают на недавний доклад, который показал, что только 3% пользователей Facebook не знают, как сделать их профиль более приватным.

Федералы судятся с Facebook

После нескольких лет сбора доказательств Федеральная торговая комиссия США подала в суд на Facebook в ноябре 2011 года. Они утверждали, что Facebook «обманул потребителей, говоря им, что они могут сохранить свою частную информацию на Facebook в тайне, а затем, неоднократно позволяя передавать и обнародовать ее».

Facebook быстро урегулировали возникшую ситуацию. В настоящее время вместе с Twitter и Google они вынуждены проходить аудит конфиденциальности раз в два года в течение следующих 20 лет. Но, как рассказал издательству The Independent один высокопоставленный медиа планировщик в цифровом рекламном агентстве, «Старая поговорка – если вы не платите, значит, вас продают – остается в силе. Это актуально для Facebook, как и для любого другого бесплатного онлайн-сервиса».

По материалам: www.independent.co.uk